| |

Добрый
день, мои дорогие друзья. Вот и подошло время для нашей очередной, теперь уже
третьей экспедиции. Новогодние праздники позади (многие из вас успели побывать
на новогодних празднествах в Древнем Египте) и мы можем отправляться в путь.
Сегодня наша экспедиция будет как никогда загадочной и таинственной. Все дело в
том, что жрецы Древнего Египта позволили нам присутствовать на одном из самых
мистических обрядов этой удивительной страны – на обряде мумификации!
Представляете?! Не прошло и двух экспедиций, а нас допускают в святая святых
жизни любого египтянина. Правда на нашу удачу подвернулся удобный случай – на
днях эту бренную землю покинул дух одного из царских родственников и именно
сегодня все готово для начала этого самого таинственного и загадочного действа –
мумификации.
Итак, силой магии времени мы переносимся с вами во времена расцвета Нового
царства Древнего Египта, 3,5 тыс. лет назад…Как вижу, все удачно прошли
временную трансгрессию. А теперь давайте немного оглядимся. На благословенную
землю Древнего Египта опустились сумерки. Воздух наполнен ароматом цветов, с
Нила дует свежий ветерок, принося спасающую прохладу разгоряченной дневным
солнцем земле. Прямо перед нами находится «Дом жизни» - это сооружение
представляет собой одну из построек храмового комплекса, предназначенного для
последнего упокоения тела, чей дух отошел в лучшие миры. Именно здесь происходит
процесс мумификации (бальзамирования). В дальнейшем мумия переносится в
заупокойный храм и там находит свое вечное прибежище. «Дом жизни» становится
местом совершения жертвоприношений и
почитания
умершего его родственниками. Что ж, на улице почти стемнело и мы с вами входим в
храм. Внутренне пространство храма освещается несколькими огненными
светильниками, расположенными вдоль стен. Их языки пламени отбрасывают огромные
извивающиеся тени, придавая всему происходящему мистический ореол. В центре
комнаты мы замечаем алебастровый стол, выполненный в виде стоящего льва. На его
поверхности лежит тело усопшего, подготовленного для бальзамирования. Рядом с
большим алебастровым столом находятся несколько других, поменьше размером. На
них стоят различные сосуды и чаши, содержащие необходимые ингредиенты для
бальзамирования (масла, благовония). На отдельном столике стоят четыре каменных
сосуда, крышки которых выполнены в виде головы человека, павиана, шакала и
сокола. Их предназначение нам откроется несколько позже. На других столиках вы
можете видеть различные металлические инструменты. Вам ничего не напоминает все
это? Дело все в том, что вся эта комната с ее центральным столом, сосудами и
инструментами очень уж похоже на операционную. И это не спроста, т.к. то, что вы
вскоре здесь увидите будет и впрямь напоминать проведение медицинской операции.
А сейчас мы с вами видим, как к телу умершего подошли несколько монахов. Все
они облачены в церемониальную одежду, главным атрибутом которой является
тигровая шкура, обернутая вокруг тела. Один из них начинает читать священные
писания, остальные же приступают непосредственно к процессу бальзамирования.
Прежде всего, один из жрецов берет с одного из столиков длинный бронзовый крючок
и…. уверенно вводит его в носовую полость. Достигнув верхней части носового хода
, он с силой пробивает решетчатую кость черепа и оказывается в полости черепа
покойного. Умело орудуя крючком, жрец начинает извлекать из черепа части
головного
мозга. Эта процедура повторяется до тех пор, пока череп полностью не освободится
от своего содержимого. После этого в полость черепа закапывается ароматическая
смола. После извлечения мозга. Жрецы приступают к освобождению брюшного и
грудного пространства. Для того, чтобы извлечь внутренние органы каменным
нубийским ножом делается разрез с левой стороны сразу же над выступом тазовой
кости (в области талии). Через этот разрез извлекаются кишечник, печень, легкие
и желудок. Почки иногда удалялись, а иногда оставлялись. Но что важно – сердце
никогда не извлекалось из тела. Согласно древнему учению египтян сердце
управляло всей духовной жизнью человека и поэтому присутствие без него в царстве
мертвых было невозможно. Извлеченные органы помещали в специальные сосуды
(канопы). Это те самые сосуды, крышки которых имеют форму головы человека,
павиана, шакала и сокола и представляющими одного из четырех сыновей бога Гора
(Хора), сына Осириса. После того, как все органы были извлечены, внутренняя
полость тела промывается пальмовым вином и заполняется опилками. Место разреза
стягивается льняной ниткой и на него накладывается золотая пластинка с
магическими заклинаниями. На этом первая часть мумификации закончена. Теперь для
дальнейших манипуляций необходимо тело обезводить. Для этих целей с древних
времен использовался натровый щелок – особая соль, которая обладает выраженной
способностью втягивать в себя влагу. И вот мы видим, как тело помещают в
специальную камеру и полностью засыпают этой солью. В таком состоянии его
оставляют на 60-70 дней. Оставим и мы его и выйдем на свежий воздух.
Уже далеко за полночь. Кругом стоит тишина и после заполненной дымом благовоний
комнаты уличный воздух кажется необыкновенно свежим и бодрящим. Ну как вам
мумификация? Не очень приятное зрелище, правда?. Ну ничего, дальше все будет
менее пугающим. Итак, если вы уже отдохнули, то отправляемся обратно, но только
спустя 70 дней… Входя в комнату мы видим, что с момента нашего отсутствия
произошли небольшие изменения. На центральном столе, как и прежде, лежит тело
усопшего, только
выглядит
оно теперь сильно «похудевшим» - за счет полного обезвоживания его мягкие ткани
практически полностью исчезли и кости остались только прикрыты сухой кожей.
Рядом с основным столом стоят те же маленькие столики, но вместо медицинских
инструментов на них лежат ювелирные украшения и огромные ворохи льняных бинтов.
В комнату входят наши знакомые жрецы и начинают оборачивать тело бинтами.
Обертывание начинается опять с головы. Далее приступают к рукам и ногам. При
этом на руках и ногах оборачивают каждый палец в отдельности. После каждого слоя
бинтов накладывают золотые украшения и защитные амулеты. Каждый слой бинтов
смачивается специальной смесью ароматических масел и благовоний. Иногда на
обертывание тела умершего уходило до 300 кв.м. ткани! В конце концов наш умерший
похож на туго спеленатого новорожденного. На его лицо накладывают золотую маску
с чертами бога Осириса. После этого тело помещают в золотой саркофаг, затем этот
саркофаг помещают последовательно в три позолоченных деревянных саркофага.
Которые будут транспортированы в заупокойный храм.

Что ж, тело умершего самым тщательным образом подготовлено для путешествия в
загробный мир. В таком виде оно может пролежать не одну тысячу лет и уже в наше
с вами время мы можем обнаружить его в одной из гробниц (как, например,
известного Тутанхамона). Назавтра назначена пышная похоронная церемония, но это
уже не входит в программу нашей третьей экспедиции. И мы сейчас возвращаемся
домой….
Согласен с
тем, что сегодняшняя экспедиция была несколько перегруженной эмоциями и
впечатлениями, но надеюсь – не менее интересной. Перед тем как отправиться
отдыхать не забудьте записать в полевые дневники задание:
- Что
такое мумификация, для чего она использовалась в Древнем Египте?
- Зачем
жрецы извлекали головной мозг и внутренние органы и почему они оставляли
сердце?
- Что
такое канопы и для чего они служили, какое их количество использовали при
мумификации?
- Каким
способом древние жрецы достигали полного обезвоживания тела?
- В каких
целях применялись талисманы и обереги, накладываемые на бинты при
обертывании мумии?
- Как вы
думаете, почему древние египтяне старались сохранить тело умершего как можно
дольше в виде мумии?
- Сегодня
нам известно, что лишь немногие мумии сохранились до нашего времени. Многие
гробницы оказались пустыми. Как вы думаете, что могло с ними произойти?
Дополнительное задание.
1. Обряд мумификации очень тесно связан с мифом о боге Осирисе,
его смерти и воскрешении. Расскажите, кто был такой Осирис и что с ним
произошло, когда он был на земле (15 баллов опыта).
|